МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ

Реабилитация начинается с составления индивидуальной программы, которая может быть скорректирована в процессе работы. Цель комплексных коррекционных занятий - формирование правильного и полноценного развития психо-физического состояния ребенка.

БОБАТ-терапия

Основа метода бобат-терапии - взаимодействие психики и тела, благодаря которому вырабатываются управляемые, целенаправленные и осознанные движения, что способствует стабилизации мышечного тонуса.
В 1940-х годах супружеская пара из Лондона - физиотерапевт Берта Бобат и нейрофизиолог докутор Карл Бобат разработали методику реабилитации, которая впоследствии была названа их фамилией. Основываясь на свой опыт и наблюдения Берта выявила, что существуют физиологические позиции тела, которые способны притормозить патологические двигательные рефлексы. Эти позиции позволяли снизить мышечное напряжение и сформировать управляемые движения.

Задача бобат-терапии - улучшить эффективность движений в рамках возможностей конкретного ребенка, а не восстановить их до уровня нормального. Важно! Отмечается, чем раньше начинается терапия, тем выше возможность для максимального восстановления двигательных функций.
Главная цель бобат-терапии - достижение функциональной активности человека, расширение его участия в социальной жизни. Для достижения этой цели в процессе занятий специалисты устраняют аномальные и неэффективные паттерны движения, мешающие правильному функционированию.

В методике Бобат-терапии применяются следующие виды терапевтического воздействия:
  1. Ингибиция - торможение патологических движений, положений и рефлексов, препятствующих развитию правильных
  2. Фасилитация - усиление правильных движений и положений тела
  3. Стимуляция с помощью тактильных и кинестетических стимулов. Это требуется для того, чтобы закрепить у ребенка ощущения правильных движений и положений тела в пространстве.

На первом занятии бобат-терапевт оценивает и определяет патологические и недостающие движения, выбирает приемы, которые помогут ребенку почувствовать правильные движения и добавиться желаемого результата.

Бобат-терапия используется для восстановления больных при ДЦП, после инсультов, черепно-мозговых травм.

войта-терапия

Войта-терапия - это воздействие на определенные точки в конкретных положениях тела, в результате чего возникают повторяющиеся реакции тела - рефлекторный поворот со спины на живот, рефлекторное ползание. Вызывая такие безусловные рефлексы, активируются правильные программы движения, заложенные в головном мозге.
Этот вид терапии назван по фамилии чешского невролога, врача и ученого - Вацлава Войты, который и обнаружил, что вызыва те самые безусловные рефлексы можно улучшать двигательные возможности у детей с ДЦП и другими неврологическими заболеваниями.

Когда начинать занятия войта-терапией?
Как можно раньше! Так как центральная нервная система младенцев еще очеь хорошо поддается формированию, то занятия нужно начинать уже в первые месяцы жизни. Чем позже начинается воздействие на нервную систему, тем выше вероятность того, что у ребенка закрепятся неправильные, ненормальные двигательные образцы, которые появляются в результате имеющейся болезни.

Важно! Но если вы не начали заниматься Войта-терапией в первый год жизни, это не значит, что вам вовсе не нужно прибегать к данной методике. Утверждение, что войта “работает” только на первом году в корне не верно! Определить показаны ли вашему ребенку в его возрасте занятия войта-терапией может специалист на первом ознакомительном занятии.
Показания к Войта-терапии у детей:
  • детский церебральный паралич
  • координационные нарушения центрального генеза
  • периферические параличи конечностей
  • дисплазия/ люксация тазобедренных суставов
  • сколиозы
  • мышечная кривошея
  • врожденные миопатии
  • синдром поперечного поражения спинного мозга
  • нарушение функции дыхания, жевания, глотания
  • жетская эпилепсия
  • даун-синдром
  • аутизм
  • задержка психо-моторного, речевого развития.

Как проходит занятие по Войта-терапии?
Специалист по Войта-терапии знакомится с ребенком, его исходными данными и потенциалом, после чего составляется план действий, то есть желаемых результатов.

Важно! Не стоит ставить сразу слишком большие цели, важно понимать, что в большинстве случаев травмы нервной системы - это долгая и кропотливая реабилитация, а войта-терапия - один из ее действенных инструментов. Поэтому целью первых занятий может стать, например, уверенное удерживание ребенком головы, укрепление мышц пресса и т.д.

На занятии специалист использует определенные укладки, то есть фиксирует ребенка в специальных позах и воздействует на конкретные точки, добиваясь необходимых реакций - например, раскрытия ладони, поворота рук, стоп, сгибания и разгибания ног, подкручивания таза, включения в работу мышц пресса, кора и т.д. Внешне подобные занятия не кажутся сложными, в отличие от той же адаптивной физкультуры. Но на самом деле воздействие во время Войта-терапии непривычно и очень утомительно для малышей, поэтому активация рефлекторных зон как правило проходит через плач и крик. Не нужно думать, что ребенку в этот момент больно. Если в терапии находится младенец, то в этом возрасте крик является важным и адекватным средством выражения маленького человека. Более взрослые дети, которые уже могу говорить, как правило не кричат во время занятий.

Роль родителей в Войта-терапии
Во-первых, специалист всегда занимается с ребенком строго в присутствии одного из родителей. Очень важен положительный настрой. Нужно постараться не раздражаться, если ребенок кричит и не впадать в излишнюю жалостливость - вашему ребенку оказывают помощь, помните об этом.

Во-вторых, чтобы Войта-терапия была успешной, она проводится не курсами, а входит в жизнь семьи в качестве ежедневного ритуала. То есть, вы проходите курс занятий, во время которого специалист работает с ребенком и обучает укладкам и воздействию на рефлекторные точки одного из родителей. В течение всего курса специалист отрабатывает исполнение укладок вместе с родителем. После этого Войта-терапию необходимо проводить дома ежедневно от одного до четырех раз в день, в зависимости от состояния ребенка.

Важный аспект во время домашних занятий - спокойный и позитивный настрой, а также проговаривание всего того, что вы хотите в данный момент добиться от ребенка. Например, если укладка предполагает реакцию в виде раскрытой ладони и приподнятой головы, то вы так и говорите “Имя ребенка, раскрывай ладошку, приподнимай голову”. Таким образом вы еще больше повысите эффективность ваших занятий дома.

Каждые три месяца рекомендуется проходить повторный курс занятий со специалистом по Войта-терапии, который будет корректировать программу лечения исходя из состояния ребенка и новых приобретенных навыков.

логомассаж

Логопедический массаж - это массаж артикуляционного аппарата, с целью нормализации тонуса мышц, уменьшения симптомов спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий; уменьшения чрезмерного слюноотделения, укрепления глотательного рефлекса; стимуляции речевого развития при задержках формирования речи. Занятия проходят в дружелюбной, спокойной атмосфере.
Процедура логопедического массажа назначается детям, уже имеющим сложные речевые нарушения: дизартрию, алалию и др, а также для предупреждения их развития. Показаниями к логомассажу считаются:
  • неспособность четко произность звуки
  • голосовые нарушения
  • непроизвольное отделение слюны
  • нарушение тонуса артикуляционных мышц
  • проблемы с речью по причине недостаточной длины поъязычной уздечки
В целом логопедический массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Как проходит занятие
Специалист сначала прорабатывает мышцы шейного и плечевого отделов, затем переходит на лицо - лоб, нос, носогубная область, подбородок. И в самую последнюю очередь выполняется массаж языка и щек с внутренней стороны. Массаж выполняется с применением двух техник - ручной и зондовой с применением набора специальных зондов.

Для увеличения эффекта от занятий рекомендуем сочетать логомассаж с артикуляционным тейпированием.

Мы гарантируем безопасность и гигиеничность процедуры:
  • кабинет логомассажа проветривается перед каждым пациентом
  • все необходимые приборы дезинфицируются
  • специалист использует стерильные одноразовые перчатки и маску.

Противопоказания для проведения логомассажа:
  • инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп)
  • заболевания кожи
  • герпес на губе
  • стоматит
  • конъюнктивит
С большой осторожностью стоит проводить логомассаж у детей с эписиндромом (судорогами).

адаптивная физическая культура (АФК)

Занятия по адаптивной физической культуре - это не просто набор упражнений, а полноценный комплекс мероприятий, направленный на коррекцию как физических, так и психических нарушений у человека. Адаптивная физкультура помогает интегрировать ребенка в общество, а также обеспечивает общеукрепляющий, реабилитационный и профилактический эффекты.
Отличие АФК от лечебной физкультуры (ЛФК) в том, что второе - это метод лечения, а первое - способ реабилитации и социализации ребенка, формированию у него жизненно важных двигательных компетенций.
Имеющиеся нарушения развития существенно тормозят процесс освоения двигательного действия. Поэтому изучение и освоение правильных движений делится на следующие этапы:

  1. Пошаговое освоение частей одного упражнения.
  2. Изучение целостного упражнения, после освоения его частей.
  3. Многократное повторение разученного движения, для совершенствования его исполнения.
  4. Применение движения в обычной, повседневной жизни ребенка.

Адаптивная физкультура помогает ребенку со сложными нарушениями и ограниченными возможностями здоровья осознать собственные силы; преодолеть как физические, так и психологические барьеры; научиться заменять отсутствующие или нарушенные функции с помощью тех, что работают правильно; осознать необходимость быть здоровым, насколько это возможно, постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать умственную и физическую работоспособность.

иппотерапия

Иппотерапия - это еще один метод реабилитации детей с двигательными нарушениями, где в качестве основного инструмента используются движения лошади. Занятия по иппотерапии проводятся без седла. Лошадь передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям при ходьбе. Под руководством сертифицированного иппотерапевта ребенок выполняет всевозможные упражнения - иппотерапия является одной из форм лечебной физкультуры.
На шагу лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений, которые в свою очередь передаются всаднику.
Благодаря этому во время занятий ребенок:
  • учится контролировать положение таза, координировать и синхронизировать свои движения
  • тренирует баланс, контроль положения головы и рук
  • получает правильную растяжку связок таза
  • тренирует мелкую моторику, усидчивость
  • получает перераспределение мышечного тонуса и гашение лабиринтно-тонического рефлекса (ЛТР)
  • улучшает собственное гармоничное восприятие внешнего мира, в том числе при наличие нарушений психики различной тяжести.

Важно! Приобретенные физические, коммуникативные и прочие навыки последовательно переносятся из верховой езды в повседневную жизнь, в процессе реабилитационных занятий иппотерапией.

тейпирование

Кинезиотейпирование - еще один инструмент реабилитации детей с ДЦП. Он относительно молодой и пришел к нам из спортивной медицины. Суть этого метода реабилитации в наложении специальной клейкой ленты, покрытой гипоаллергенным клеящим слоем, который активизируется при температуре тела.
В зависимости от степени натяжения ленты при наложении тейп может придать конечности функциональное положение или выполнять более сложные функции.
Как мы уже говорили выше, тейп может выводить руку из сгибательно-пронационной установки, выполняя роль мягкого ортеза. Или воздействовать на мышцы через фасции, стимулируя либо расслабляя, улучшать микроцеркуляцию и лимфодренаж в тканях, усиливать проприоцептивную импульсацию от конечностей к мозгу.
Кинезиотейпирование в логопедии
Заклейка тейпами артикуляционного аппарата помогает:
  • скорректировать положение нижней челюсти
  • при лечении дисфагии (нарушении глотания)
  • наладить функции дыхания
  • скорректировать неконтролируемое слюнотечение и мн.др.

Методику кинезиотейпирования также рекомендуется сочетать с занятиями логопедическим массажем.

Еще одна проблема, которую можно отрегулировать с помощью кинезиотейпирования - это косоглазие, вызванное вследствие травм мозга и центральной нервной системы. Воздействие тейпами на лицевой нерв, способствует нормализации положения глаз.

Кинезиотейпирование - безболезненный вспомогательный метод реабилитации, который может применяться у детей практически с рождения. Обладает минимальным количеством противопоказаний.

механотерапия

Механотерапия - это метод реабилитации с использованием специальных аппаратов для активно-пассивных упражнений, с целью постепенного адаптивного обучения правильным движениям.
Во время занятий на аппаратах механотерапии ребенок получает мультисенсорное влияние на опорно-двигательный и нервно-рецепторные аппараты, что проявляется нормализацией мышечного тонуса и увеличения объема правильных движений.
Механотерапия хорошо сочетается с другими методами реабилитации, такими как адаптивная физкультура, комплексное занятие по нормализации тонуса мышц, физиотерапия. Это обусловлено лучшей локализацией действий соответствующих упражнений, регулирование колебаний, нагрузок, сжатия и растяжения мышц.

ТЕрапия рук

Захваты, удержание, перемещение и отпускание предметов - навыки, которые восстанавливаются или приобретаются в процессе занятий терапией рук. В отличие от упражнений на мелкую моторику, данный вид реабилитации опирается на физиологию руки в целом.
Терапия рук улучшает функциональное состояние конечностей, благодаря чему ребенок более уверенно владеет руками и быстрее и успешнее овладевает различными бытовыми навыками, необходимыми для полноценной жизни.

Программа занятий составляется индивидуально для каждого ребенка, исходя из тех задач, которые перед ним стоят в данный момент.
Терапия рук может быть направлена на:
  • коррекцию суставно-мышечной системы плечевого пояса и верхних конечностей через стабилизаци мышечного тонуса
  • растягивание плечевого пояса
  • погашение тонических рефлекторных реакций, которые способствуют формированию патологических двигательных образцов. Гасятся патологические рефлексы с помощью специальных укладок и упражнений, способствующих формированию опоры на выпрямленные руки и контролю за движением головы.
  • формированию близких к норме двигательных стереотипов с использованием многократных повторений одного и того же движения
  • тренировку бытовых нвыков, используя игры, укрепляющие разгибатели запястья и стимулирующие отведение большого пальца.

логопед

У большей части детей с ДЦП диагностирую задержку речевого развития. Выявить патологию можно достаточно рано, не дожидаясь возраста, когда ребенок должен заговорить.
Если малыш плохо гулит, лепечет и слабо кричит - это первые сигналы о том, что ребенку требуется логопедическая коррекция. Также важно помнить, что сам по себе детский церебральный паралич уже является показанием для занятий с логопедом, в том числе чтобы предупредить проблемы с речью и другие отклонения в развитии артикуляционного аппарата.

На что направлена логопедическая коррекция у детей с ДЦП:
  • нормализация мышечного тонуса речевого аппарата с помощью логопедического массажа, кинезиотейпирования. В результате налаживается функция глотания, сосания, подвижность языка, функционирование нижней челюсти
  • нормализация дыхания. Через специальные упражнения логопед формирует у ребенка правильное речевое дыхание
  • улучшение моторики рук. Занятия с руками также стимулируют участки мозга, отвечающие за речь
  • формирование зрительной фиксации. Логопед учит ребенка концентрироваться на предметах, следить за ними глазами, развивает внимательность, которая также необходима для дальнейшего развития речи.
Занятия с логопедом рекомендуется начинать в доречевом периоде и продолжать до формирования нормальной речи. При тяжелых формах ДЦП, сопровождающихся грубой дизартрией, избавиться от некоторых речевых патологий полностью невозможно.

Логопедическая коррекция в самом маленьком возрасте наладит глотательный, сосательный рефлекс, скорректирует неконтролируемое слюноотделение.

На этапе формирования речи логопед поможет:
  • повысить разборчивость речи
  • улучшить работу речевого аппарата
  • научиться управлять силой голоса
  • скорректировать звукопроизношение
  • улучшить произношение
  • понять правильную артикуляцию звуков
  • избавиться от многих нарушений речи.

Адаптивная физкультура в костюме «АДЕЛИ»

Нагрузочный костюм «АДЕЛИ» - один из самых популярных и распространенных инструментов, применяемых в реабилитации детей с ДЦП. Он состоит из опорных элементов и эластичных тяг, которые создают дозированную и регулируемую нагрузку на опорно-двигательный аппарат ребенка.
Занятия в костюме «АДЕЛИ» способствуют избавлению от патологических рефлексов, корректирует позиции верхней и нижней частей тела, выводит суставы в максимально возможное физиологическое положение.
Костюм «АДЕЛИ» - это одновременно и ортопедический аппарат и нагрузочный тренажер, действующий как эластичный внешний каркас. Он помогает зафиксировать физиологически правильную позу и откорректировать траекторию его движений. При этом воздействие оказывается не на амплитуду движений, а на сложность их выполнения для ребенка. Занятия в нагрузочного костюме можно проводить с детьми, которые способны уверенно удерживать себя вертикально - с опорой или без опоры.

АФК в костюме «АДЕЛИ» - это программы упражнений, разрабатываемые инструктором-методистом индивидуально для каждого ребенка. Объем задаваемых костюмом нагрузок также определяется инструктором, исходя из возраста ребенка, его физического состояния и поставленных терапевтических задач.