Цель: поддержание двигательной активности детей с проблемами в опорно-двигательном аппарате в период между интенсивными курсами на базе центра.
Проект направлен на поддержание физической активности детей с проблемами в опорно-двигательном аппарате посредством организации систематических реабилитационных занятий с использованием специальных и адаптированных тренажеров между интенсивными курсами.
Реализация проекта предусматривает проведение бесплатных занятий на тренажерах: Titan/Мир Титана LY-901-FC, который позволяет отдельно разрабатывать верхние или нижние конечности; Тренажер Titan/Мир Титана Mini Bike LY-90 используется для вращательных упражнений рук и ног одновременно. Работа на этих тренажерах осуществляется в сидячем и лежачем положении. Применение костюма АДЕЛИ и беговой дорожки создает искусственную нагрузку на мускулатуру, нормализует нервные импульсы и тем самым связывает мышцы и суставы с центральной нервной системой, создавая прочную рефлекторную связь, активирует участки головного мозга, отвечающие за моторные функции, стимулирует их, обучает и подтягивает отстающие в развитие функции.
Использование в нашем центре этих тренажеров увеличило положительную динамику у детей с проблемами в ОДА в период интенсивных курсов. Для поддержания двигательной активности этих детей в период между интенсивными курсами принято решение о создании и дооснащении кабинета по механотерапии и проведения в нем регулярных, систематических занятий. Необходима покупка эллиптического тренажера EFX447, который имеет регулируемые рукоятки и поручни (могут быть подвижными и фиксированными), что помогает применять разные нагрузки и включать в работу разные группы мышц; рампу с изменяемым углом наклона; 20 уровней сопротивления, все это поможет разнообразить тренировки. Изменения настроек в течении тренировки поможет достичь индивидуального подхода к каждому ребенку и будет способствовать более эффективному процессу реабилитации. Данная модель тренажера была опробована многими нашими детьми в фитнес - центрах. Тренажер легко адаптируется под детей с проблемами в ОДА. Легкий ход и удобные ручки позволяют отрабатывать диагональную гимнастику в вертикальном положении, при которой одновременно в работу включаются руки и ноги, что улучшает ходьбу. Это является основной задачей при реабилитации детей с проблемами в ОДА. Использование этого тренажера в реабилитации детей с проблемами опорно-двигательного аппарата поможет улучшить качество жизни этих детей и будет способствовать их успешной социализации и адаптации. В дальнейшем тренажер будет использоваться в работе. В рамках проекта планируется в течении 6 месяцев привлечь 12 детей, имеющих проблемы в ОДА и их родителей. Проведение с ними 588 занятий, из них - 72 обучающих занятия для родителей, 156 занятий со специалистом по адаптивной физкультуре и 360 занятий самостоятельно с родителями.
На протяжении реализации проекта будет осуществляться врачом реабилитологом-ортопедом мониторинг динамики развития локомоторных навыков детей, имеющих проблемы в опорно-двигательном аппарате и участвующих в проекте.
Отчет по результатамАвтономная некоммерческая организация реабилитационный центр для детей и взрослых "Счастье в ладошках" (г. Ставрополь) проводит интенсивные курсы двигательной реабилитации для детей с проблемами опорно - двигательного аппарата. Помимо этого родители и дети получают психологическую помощь благодаря совместному общению между собой и специалистами центра.
Проводя систематический анализ нашей работы, мы увидели существенные изменения в двигательной сфере детей с проблемами ОДА, регулярно посещающих интенсивные курсы. Но в период между курсами двигательная активность детей снижается, что отрицательно сказывается на их двигательной сфере.
Специалистами центра было принято решение о применении механотерапии в период реабилитационных курсов и между курсами. Был написан проект, который получил одобрение президентского гранта. Проект был направлен на поддержание физической активности детей с проблемами в опорно - двигательном аппарате посредством организации систематических реабилитационных занятий с использованием специальных и адаптированных тренажеров между интенсивными курсами.
Использование этих тренажеров, увеличило положительную динамику у детей с проблемами в ОДА в период интенсивных курсов. Для поддержания двигательной активности этих детей в период между интенсивными курсами на тренажерах регулярно проводились систематические занятия. Использование эллиптического тренажера EFX447, который имеет регулируемые рукоятки и поручни (могут быть подвижными и фиксированными), что помогло применять разные нагрузки и включать в работу разные группы мышц; рампу с изменяемым углом наклона; 20 уровней сопротивления, все это способствовало разнообразию тренировок. Изменения настроек в течение тренировки и индивидуальный подход к каждому ребенку способствовали более эффективному процессу реабилитации, так же позволило отрабатывать диагональную гимнастику в вертикальном положении, при которой одновременно в работу включились руки и ноги, что улучшило ходьбу. Это являлось основной задачей при реабилитации детей с проблемами ОДА.
Использование эллиптического тренажера в реабилитации детей с проблемами опорно-двигательного аппарата помогло улучшить качество жизни этих детей и способствовало их успешной социализации и адаптации.
С 12 детей, имеющих проблемы ОДА и их родителями были проведены 588 занятий, из них:
- 72 обучающих занятия для родителей,
- 156 занятий со специалистом по адаптивной физкультуре и
- 360 занятий родители провели самостоятельно со своими детьми.
На протяжении реализации проекта осуществлялся мониторинг врачом реабилитологом - ортопедом динамики развития локомоторных навыков детей, имеющих проблемы в опорно - двигательном аппарате и участвующих в проекте.
Проведя сравнительную характеристику, мы получили следующие результаты:
- У всех детей участвующих в проекте увеличился объём произвольных движений, увеличилась амплитуда движений в поврежденных суставах.
- Появились новые возможности при самостоятельной деятельности.
- Улучшилась походка.
- Дети стали более общительными, внимательными, повысилась самооценка.
В целом реализация проекта способствовала повышению уровня мотивации у детей имеющих проблемы ОДА и их родителей. Расширились локомоторные функции детей. Повысилось качество жизни семей воспитывающих детей имеющих проблемы ОДА.
Проект способствовал профилактики вторичной изоляции семей воспитывающих детей имеющих проблемы ОДА и уменьшению финансовой нагрузки на семьи особенно в период после изоляции по COVID-19.
Родители выразили благодарность за оказанную возможность и работу специалистов.